Техника безопасности при центровке валов электрических машин

опубликовано: .

     СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Основные требования техники безопасности.
  2. Основные требования безопасности при такелажных работах.
  3. Первая помощь пострадавшим при несчастных случаях.

Условия, при которых производятся работы по центровке валов электрических машин, должны отвечать правилам техники безопасности. Все рабочие и инженерно-технические работники должны иметь на руках удостоверение о ежегодной проверке их знаний по технике безопасности. Помимо этого, перед началом работ рабочие должны получить инструктаж непосредственно на рабочем месте.

Основные требования техники безопасности

Основные требования техники безопасности при монтаже крупных электрических машин следующие. Помещения, в которых монтируют электрические машины, должны быть освобождены от лесов, строительного мусора и обеспечены достаточным освещением. Все проемы в перекрытиях должны быть перекрыты щитами или ограждены прочными перилами высотой не менее 1 м с бортовыми досками шириной 15 см. Каналы в полу на период монтажа (при отсутствии постоянных перекрытий) закрывают временными щитами. Оконные проемы должны быть застеклены, ворота и двери навешены и обеспечены запорами. Температура воздуха в помещении, где монтируют электрические машины, должна быть не ниже 5°С. В машинных помещениях должны быть четко обозначены границы монтажных площадок.

При распаковке частей машины руководитель работ обязан указать последовательность распаковки и особенно очередность снятия бандажей и стяжных болтов, чтобы не допустить перемещения и опрокидывания частей внутри упаковки. Если нет чертежа упаковки, необходимо в обшивке вырезать лаз и осмотреть крепление. Поднимать машины и их части разрешается только за специально предназначенные для этой цели детали, указанные в заводских монтажных чертежах.

Детали машин, прибывших в разобранном виде, поднимают за специальные кольца или подъемные приспособления, имеющиеся на этих деталях. Однако нельзя пользоваться этими кольцами для подъема машин после их сборки. Разгруженные роторы или якоря машин должны опираться на временные опоры, а статоры – на лапы. Нельзя допускать, чтобы активная сталь касалась пола.

Тяжелые детали необходимо сначала поднять на высоту не более 0,3 м, осмотреть обвязку и подвеску на крюке; если обвязка или подвеска окажется ненадежной, груз следует опустить и после ослабления стропов произвести необходимые исправления. Исправлять строповку на поднятом грузе запрещается.

Освобождать домкраты из-под детали машины или переставлять их можно только после надежного закрепления груза или после укладки его на надежную опору. При подъеме груза во избежание повреждения активной стали или лобовых частей обмотки необходимо пользоваться распорными деревянными брусьями. Электрифицированный инструмент с металлическим корпусом и сварочные трансформаторы, используемые при монтаже электрических машин необходимо надежно заземлять. Места сварки должны быть ограждены металлическими щитами.

При подготовке частей машины к монтажу, чистке и промывке спиртом, бензином или керосином, а также при пульверизации обмоток машины необходимо обеспечить соответствующую вентиляцию и, если нужно, снабдить работающих респираторами. Перед началом чистки и промывки деталей необходимо по согласованию с пожарной охраной провести противопожарные мероприятия, в частности установить ящик с песком и соответствующие огнетушители, проинструктировать работающих.

При нагреве полумуфт (перед насадкой на валы) можно применять лишь несгораемые и термоустойчивые теплоизоляционные материалы.
Если полумуфты нагревают индукционным методом, то корпус каждой полумуфты перед началом нагрева должен быть надежно заземлен, а провода присоединены на болтах.

Основные требования безопасности при такелажных работах

Применяемые при монтаже электрических машин краны, тали, блоки, лебедки по своей грузоподъемности должны соответствовать весу поднимаемых частей машины. Техническое состояние кранов должно удовлетворять «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Выбор канатов необходимо производить с учетом веса поднимаемого груза. Пеньковые канаты разрешается применять для перемещения и подъема груза небольшой массы. Применять их в подъемных механизмах с механическим приводом не допускается.

Для подъема грузов массой более 1 тонны следует использовать только стальные проволочные канаты.

Стальные канаты и стропы должны иметь заводской паспорт с техническими данными каната и датой последней проверки.
Стальные и пеньковые канаты периодически, через 6 месяцев следует испытывать двойной нагрузкой в течение 10 минут. В процессе монтажа канаты необходимо тщательно осматривать через каждые 10 дней.

Браковку находящихся в работе остальных канатов производят по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки согласно данным таблицы 1.

Таблица 1

Браковка каната по числу обрыва проволок по длине шага свивки

Первоначальный коэффициент запаса прочности Конструкция канатов
6×19 – 114 проволок и сердечник 6×37 – 222 проволоки и сердечник 6×61 – 336 проволок и сердечник
Число обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при котором канат должен быть забракован
крестовая свивка односторонняя свивка крестовая свивка односторонняя свивка крестовая свивка односторонняя свивка
до 6
от 6 до 7
свыше 7
12
14
16
6
7
8
22
26
30
11
13
15
36
38
40
18
19
20

При обвязке вала электрической машины должна быть исключена возможность соскальзывания с него чалочного каната, который следует накладывать без узлов и петель. При подъеме вала электрической машины, устанавливаемой вблизи стены или колонны, не разрешается пребывание людей между поднимаемым грузом и указанными частями здания. В зоне производства работ по центровке валов средних и крупных электрических машин нахождение посторонних лиц воспрещается.

При подъеме и опускании центрирующих валов с помощью кранов, а также при других такелажных работах в процессе монтажа электрических машин применяют словесную сигнализацию и сигнализацию руками.

При словесной сигнализации используют ограниченный набор слов. Команду подъема подают словом «вира», опускания «майна», прекращения движения «стоп». Когда движение должно быть очень кратковременным, перед основным приказанием произносят слово «чуть». Например, команду поднять немного крюк подают словами «чуть вира».

Словесную сигнализацию применяют в тех случаях, когда исполнители хорошо слышат приказания.

В процессе монтажа оборудования, особенно в действующих цехах, словесная сигнализация ввиду шума может быть неправильно понята, поэтому рекомендуется применять радиосвязь или громкоговорящую связь (мегафоны).

Наибольшее распространение во время такелажных работ получила сигнализация руками. Условные знаки, которые подают при работе с низкостоящими кранами, показаны на рисунке 1.

Условные сигналы крановщику руками

Рисунок 1. Условные сигналы крановщику руками

Первая помощь пострадавшим при несчастных случаях

При тяжелых ранениях, сильных ушибах, переломах, вывихах, ожогах, поражении электрическим током необходимо отправить пострадавшего в ближайший медпункт или больницу.

До прибытия врача или отправки в больницу пострадавшему необходимо оказывать на месте первую помощь: остановить кровотечение; перевязать раны, место ушиба или ожога; наложить неподвижную повязку с применением шин из подручного материала при переломах; применить оживляющие мероприятия, в особенности искусственное дыхание.

При поражении электрическим током, прежде всего, необходимо освободить пострадавшего от соприкосновения с токоведущими частями. При этом следует помнить, что без применения надлежащих мер предосторожности прикасаться к человеку, находящемуся под током, опасно для жизни.

При невозможности отключения установки необходимо при низком напряжении воспользоваться галошами, диэлектрическими перчатками или просто сухой материей либо стать на сухую доску и оторвать пострадавшего от токоведущих частей. При высоком напряжении следует надеть боты и перчатки и действовать штангой или клещами на соответствующее напряжение.

При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) немедленно тут же, на месте происшествия сделать пострадавшему искусственное дыхание и продолжать его непрерывно до положительного результата (оживления) или до появления бесспорных признаков действительной смерти (трупные пятна).

Перед применением искусственного дыхания нужно разжать рот пострадавшего, вынуть и придерживать язык. Применяют три способа искусственного дыхания.

При первом способе нужно положить пострадавшего лицом вниз на согнутую руку, подстелив что-нибудь под лицо, другую руку вытянуть вдоль головы; оказывающий помощь должен встать на колени над пострадавшим, как бы сесть верхом, так чтобы бедра пострадавшего были между коленями оказывающего помощь. При счете «раз, два, три» обеими руками постепенно нажимать на нижние ребра пострадавшего, затем откинуться назад и после счета «четыре, пять, шесть» вновь нажимать на нижние ребра, считая «раз, два, три».

При втором способе оказывают помощь два человека. Пострадавшего укладывают на спину, подложив под лопатки сверток одежды, так чтобы голова была запрокинута назад.

При этом нужно разжать рот и удерживать язык. Оказывающие помощь должны встать на колени над головой пострадавшего и, взяв его за руки у локтя, прижать руки к боковым сторонам груди (выдох). Считая «раз, два, три», поднять руки пострадавшего и закинуть их за голову (вдох); отсчитав «четыре, пять, шесть», вновь прижать руки к груди и так далее.

Наибольшее распространение получил более эффективный, третий способ искусственного дыхания «изо рта в рот». При этом способе оказывающий помощь после двух-трех глубоких вдохов вдувает через марлю или платок воздух в рот пострадавшего. Частота, с которой производится искусственное дыхание, не должна превышать 12 – 15 вдохов в минуту. Выдох происходит самостоятельно в результате опускания грудной клетки.

Эффективность искусственного дыхания «изо рта в рот» определяется по расширению грудной клетки у пострадавшего при каждом вдувании воздуха. Если это не происходит, необходимо проверить положение головы пострадавшего. Эффективность вдувания повышается при одновременном проведении непрямого массажа сердца.

Назначение массажа заключается в искусственном поддержании кровообращения в организме. Для проведения массажа оказывающий помощь кладет ладонь на нижнюю часть груди пострадавшего, вторую руку кладет на первую и производит надавливание в виде быстрого толчка, чтобы сместить грудину на 3 – 4 сантиметра. Надавливание производят один раз в секунду. После трех-четырех надавливаний делают перерыв на 2 секунды – на время вдоха и начала выдоха, затем вновь производят надавливание.

Первую помощь пострадавшему может вначале оказывать один человек. Оказывающий помощь делает пострадавшему два-три глубоких вдувания, затем в течение 15 – 20 секунд проводит массаж сердца и вновь делает два-три глубоких вдувания.

При правильном проведении массажа сердца каждое надавливание сопровождается пульсацией крупных артерий.

Устранение фибрилляции сердца с помощью дефибриллятора производится медицинским персоналом. Вызов машины скорой помощи с дефибриллятором должен быть сделан без промедления, одновременно с началом оказания первой помощи пострадавшему.

Спасение пострадавшего в большинстве случаев зависит от того, насколько быстро и умело оказана ему первая помощь. Поэтому весь персонал, занятый на работах по монтажу и испытаниям машин, помимо хорошего знания правил техники безопасности должен быть практически обучен способам искусственного дыхания и массажа при поражении электрическим током и приемам оказания первой помощи при других травмах.

Видео 1. Первая помощь пострадавшему

Источник: Каминский М. Л., "Центровка валов электрических машин" – Москва: Энергия, 1972 – 72с.

1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса -ов)