Изготовление якорных секций

опубликовано: .

Проведены работы по подготовке якоря к предстоящей укладке обмотки, обмоткодержатели изолированы, схема обмотки перенесена на железо якоря. Самое время изготовить саму обмотку.

      СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Изготовление мягких секций
  2. Изготовление жестких секций
  3. Изготовление стержневых секций

Изготовление мягких секций

Мягкие секции всыпной обмотки изготовляют в следующей очередности. По размерам снятой старой секции1 подбирают шаблон (рисунок 1, а).

Шаблон для намотки секций и порядок укладки проводов при намотке

Рисунок 1. Шаблон для намотки секций (а) и порядок укладки проводов при намотке (б)

В шаблоне имеются прорези, куда вставляют концы проводов. Намотку производят на специальных намоточных станках или обыкновенном токарном станке (при небольшой скорости вращения), в патроне которого укрепляется шаблон. Провод, набегающий на шаблон, предварительно пропускается через зажим или ролик для натяжения и выпрямления.

При намотке необходимо следить за ровной и последовательной укладкой проводников (рисунок 1, б). Чтобы при соединении секции с коллектором их случайно нельзя было перепутать, после намотки на выводные концы надевают разноцветную хлопчатобумажную оплетку – чулок; количество цветов зависит от числа секций в катушке.

Намотанную секцию или катушку снимают с шаблона и связывают в нескольких местах лентой, уложенной в прорези до намотки. Затем секцию растягивают в поперечном направлении до необходимых размеров (рисунок 2). Растяжку необходимых секций производят при помощи приспособления, показанного на рисунке 2, в. Перед растяжкой секции изолируют и сжимают скобками.

Приспособление для растяжки секций

Рисунок 2. Приспособление для растяжки секций.
а – секция до растяжки; б – секция после растяжки; 1 – приспособление для формовки головки секций; 2 – лобовая часть секции; в – приспособление для растяжки небольших секций

Чтобы готовая секция правильно расположилась на цилиндрическом обмоткодержателе, лобовые части ее выгибают на деревянном приспособлении (рисунок 3, а). В зависимости от формы головки может потребоваться сжатие головки между двумя деревянными (фибровыми или гетенаксовыми) пластинами, которыми могут быть придан нужные размер и угол наклона головки. Готовая секция показана на рисунке 3, б.

Шаблон для гнутья лобовой части и готовая секция

Рисунок 3. Шаблон для гнутья лобовой части (а) и готовая секция (б)

Для намотки якорных секций в крупных ремонтных мастерских применяют более совершенные универсальные шаблоны, которые позволяют производить растяжку лодочек, не снимая их с шаблона.

Изготовление жестких секций

Намотку жестких секций удобнее всего производить на универсальном шаблоне (рисунок 4), который по своей конструкции весьма прост и удобен для намотки различных типов обмотки.

Универсальный шаблон

Рисунок 4. Универсальный шаблон.
а – до растяжки секций; б – после растяжки секций; 1, 2 – кулачки; 3 – скобочки; 4 – растяжное приспособление; 5 – раздвижное приспособление; 6 – ось шпонки; 7 – нерастянутая катушка

Изготовление секций на универсальном шаблоне состоит из двух операций: намотки петли и ее растяжки. Шаблон представляет собой вырезанный по специальной форме лист, составленный из двух частей. Между этими частями вставляются кулачки 1 и 2, положениями которых определяется длина секции. Кулачки передвигаются по направляющим буртикам между двумя частями листа. Изменяя расстояние между кулачками, можно наматывать секции различной длины. Связывают намотанную секцию в восьми местах хлопчатобумажной лентой, устанавливают на шаблоне растяжное приспособление 4 и растягивают ее до определенных размеров (рисунок 4, б). Для растяжки секции скобочки 3 отводят в стороны, чтобы кулачки могли двигаться.

Если катушка состоит из нескольких секций, то для одновременной намотки всех секций требуется перемотать медь с бухты на столько барабанов, из скольких секций состоит катушка. Натяжение проволоки при намотке регулируется зажимным устройством, закрепленным на полу.

Сначала электрообмотчик изготовляет первую пробную секцию и по ней учитывает все недостатки установки. Для изготовления пробной секции предварительно подсчитывают длину и ширину секции и устанавливают кулачки 1 и 2 согласно полученным размерам. От радиуса кулачков зависит радиус головки секции, поэтому он должен быть определенной величины. Радиус кулачков увеличивают путем подкладки картона. У намотанной секции зачищают концы.

В дальнейшем операции по изготовлению жестких катушек или секций заключаются в изолировке головок и выводных концов, установке витковой изоляции, изолировке пазовой части катушки (секции), пропитке, сушке и опрессовке прямой части катушек в соответствии с принятой технологией.

Изготовление стержневых секций

Стержневые секции изготовляются из голой или изолированной меди прямоугольного сечения. При ремонте обмоток крупных машин для изготовления секций используется старая медь. С вынутой из пазов старой меди осторожно счищается старая изоляция.

Снятие пазовой и общей изоляции лобовых частей производится острым монтерским ножом. Чтобы легче снималась изоляция, катушки подогревают в печи до температуры 75–85 °С.

Очистку катушки от витковой и проводниковой изоляции проводят так: катушку погружают в бак с кипящей водой и выдерживают до полного размягчения изоляции, а затем вынимают из бака и охлаждают до температуры 45–50 °С, после чего монтерским ножом с нее снимают изоляцию. Если изоляция снимается плохо, то катушку кипятят в 10 %-ном растворе каустической соды и выдерживают в баке до разложения клеящего состава и распада изоляции. После кипячения катушки промывают горячей водой и удаляют остатки изоляции.

После снятия изоляции провод протирают сухими тряпками и проверяют на отсутствие забоин и вмятин; при обнаружении последних их следует устранить.

При изготовлении новых секций сначала нарезают заготовки нужной длины по размерам старой секции. После нарезки требуемого количества стержней (заготовок) их рихтуют на стальной плите, о которую ударяют несколькими стержнями, наложенными один на другой широкой гранью. Затем простукиванием деревянным молотком по всей длине стержня рихтуют каждый стержень в отдельности. В отрихтованных стержнях делают выгиб головки.

Загнутые стержни поступают для лужения концов на длину 20–25 мм. Лужение иногда производят на прямых стержнях (до изгиба). До лужения выводные концы зачищают металлическими щетками независимо от того, какая медь применяется (голая или с собственной изоляцией). Луженые концы сразу очищают от избытка припоя щеткой вручную или механически и промывают проточной водой.

Придание секции требуемого очертания производится на специальном приспособлении. На длинной части его помещается собачка, которая может передвигаться вдоль рамы приспособления и закрепляться на любом положении болтами.

Полукатушки петлевой и волновой обмоток
Рисунок 5. Полукатушки петлевой (а) и волновой (б) обмоток

Для изгибания разных секций в приспособлении имеется набор концов с различными углами. К основной части приспособления прикреплена подвижная пластинка с нажимным болтом, которая служит для закрепления головки секции. Для придания ей определенного размера по длине головку секции помещают на основании и зажимают при помощи пластинки и болта. Сначала деревянным молотком отгибают лобовую часть одной стороны секции, а затем, перевернув ее, точно также отгибают лобовую часть второй стороны секции.

Для отгибания лобовой части верха секций с задней и передней сторон закрепляющую собачку отодвигают влево на 6–9 мм и этим увеличивают длину верхней лобовой части по сравнению с нижней. Затем проверяют размеры изогнутой секции.

После изгибания сторон секции выгибают лобовые части на деревянном шаблоне, который показан на рисунке 3, или специальном прессе.

В крупных машинах секция стержневой обмотки состоит из двух стержней (полусекций), а катушка из двух полукатушек (рисунок 5).

Полусекции соединяют хомутиками после укладки стержней (полукатушек) в пазы. При заготовке стержней (полусекций) необходимо нарезать половину стержней на 6–10 мм длиннее остальных. Из удлиненных стержней выгибают верхние полусекции, так как они расположены на якоре на окружности большого радиуса, чем нижние, лобовые части их будут несколько длиннее нижних. Форма лобовым частям придается так же, как описано выше.


1 Если в ремонт поступил якорь с демонтированной обмоткой, то необходимо расчетом определить размеры катушек.

Источник: Логачев И. С., Родин Г. Г., "Ремонт обмоток машин постоянного тока" - Москва: Энергия, 1968 - 128 с.

1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голоса -ов)